КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

28.02.2019

Как организовать исследовательскую проектную деятельность детей на тему космоса

 

Воспитатель филиала МБДОУ детского сада «Детство» детского сада № 10

СТЕРЕХОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

      Детско-взрослые проекты – одна из эффективных педагогических технологий, которую педагоги применяют в работе с детьми. Однако эксперты-методисты отмечают, что проектная деятельность в дошкольных организациях, в частности исследовательская, часто носит формальный характер. В статье – рекомендации, которые помогут вашим педагогам организовать исследовательскую проектную деятельность со старшими дошкольниками по всем правилам, а также готовый методический паспорт проекта ко Дню космонавтики.

      Проекты в детском саду бывают разные. В этой статье расскажем об исследовательской проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Ее цели – развивать свободную творческую личность дошкольника, его индивидуальность, самостоятельность, формировать проектные навыки, мотивировать к познавательной активности. Не всегда воспитатели организуют с детьми именно проекты. Например, когда предлагают задания, в которых дети не могут проявить инициативу и самостоятельность, или когда организуют разные виды детской деятельности и просто объединяют их одной темой. Читайте в статье, какую деятельность с детьми можно считать проектной и какие этапы включает исследовательская проектная деятельность. Прежде чем организовать проектную деятельность с детьми и включить ее в образовательный процесс, рекомендуйте педагогам изучить теоретический аспект этого метода обучения. Это поможет педагогам лучше понять цели и задачи детско-взрослого проекта, а также особенности его организации, которые нужно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста. Приведем краткую справку.

Для справки: Новый дидактический метод – метод проектов – разработал американский ученый Джон Дьюи (1859–1952). Он апробировал основы проектного обучения в школе, когда педагог и дети идут вместе от проекта к проекту и исследуют окружающую жизнь. Под проектом ученый понимал постепенно усложняющиеся практические знания, которые планируют и выполняют дети. При этом проект, который они реализуют, должен вызывать у них энтузиазм и увлекать.

    Профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871–1965) продолжил эту тему в педагогике и разработал проектную систему обучения. Согласно данной системе дети исходя из своих интересов вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаются в реальную действительность и овладевают новыми знаниями.

В 20-х годах о «методе проектов» говорили многие советские педагоги: Н. К. Крупская, Б. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенина. В 30-х годах этот метод был полностью запрещен в России, так как он подменял классно-урочную систему и учителя не выполняли программу обучения.

    В настоящее время практики рассматривают проектный метод обучения как один из способов организации педагогического процесса в работе с дошкольниками. В ходе проектной деятельности воспитатель создает такие условия, при которых ребенок исследует различные способы, как решить поставленную задачу, и затем выбирает самый оптимальный. Материал, который воспитатель транслирует устно, дети обычно быстро забывают. В случае когда ребенок самостоятельно осваивает новое знание, оно становится его собственностью.

      «Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду» (Н. Е. Веракса). Технология педагогического проектирования позволяет педагогам осуществлять интеграцию содержания дошкольного образования, комбинировать формы работы с детьми и виды детской деятельности, решать образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, взаимодействовать с семьями воспитанников. Но главное, участие ребенка в проекте делает его активным участником образовательного процесса, дает импульс для саморазвития, ведь опыт самостоятельной деятельности, который получает ребенок в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, ставит его в ситуацию успешности. Если педагог учитывает все эти особенности в работе с детьми над проектом, такую деятельность можно считать проектной.

      Основу исследовательского проекта составляют вопросы, которые дети задают педагогу, когда наблюдают за окружающими их предметами или явлениями. Например, почему это движется, от чего это зависит, что находится внутри и др. Дети от природы любознательны, и в этих вопросах проявляется их познавательная исследовательская активность. В ходе проектной деятельности ребенок получает ответы на свои вопросы, но для этого он исследует эти предметы или явления в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому в исследовательской проектной деятельности условно можно выделить три этапа.

 Виды проектной деятельности в детском саду:

Н. Е. Веракса выделяет три вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную. Все эти виды проектной деятельности имеют общие особенности:

·       деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую нельзя решить прямым действием;

·       у участников проектной деятельности должна быть мотивация: и педагог, и дети формулируют причину, по которой они включаются в исследование;

·       проектная деятельность имеет адресный характер и социальную направленность.

В практике чаще встречаются смешанные проекты, например исследовательско- творческие или нормативно-творческие.

На подготовительном этапе воспитатель определяет проблемное поле для предстоящего исследования. Для этого педагог выясняет, что интересует детей, на какие вопросы они хотят получить ответ. Определить проблемное поле воспитатель может тремя способами. Первый способ – создать ситуации, в ходе которых дети самостоятельно формулируют вопросы и задачи исследовательской деятельности, а воспитатель фиксирует их внимание, помогает формулировать вопросы. Второй способ – внимательно понаблюдать за деятельностью детей, выявить интересы каждого ребенка и помочь сформулировать исследовательскую задачу. Третий способ – привлечь родителей, которые вместе с ребенком сформулируют исследовательскую задачу проекта и затем будут активно в нем участвовать.

В ходе основного этапа дети включаются в проектную деятельность, реализуют свои замыслы через разные формы и виды детской деятельности: рассуждают, рисуют, опрашивают, получают информацию от взрослых, из книг, телепередачи, проверяют правильность ответа и т. д. Исследовательский проект может быть оформлен в виде книги, где каждая страница – иллюстрация результата отдельного этапа работы. На этом этапе важна помощь взрослых: педагога, родителей, старшего брата или сестры. Взрослые выполняют вспомогательную функцию: подписывают, объясняют, помогают найти информацию в разных источниках, подводят ребенка к самостоятельным выводам и заключениям. Хочу такой сайт


Методический паспорт проекта

·       Название проекта

·       Вид проекта

·       Длительность работы над проектом

·       Участники проекта

·       Проблемное поле

·       Цель проекта

·       Этапы работы над проектом (подготовительный, основной, заключительный)

·       Форма отчета о результатах проектной деятельности


Заключительный этап – защита проекта. На этом этапе взрослый помогает детям составить рассказ о проделанной работе. Если исследование носило индивидуальный характер, то воспитатель определяет время каждому ребенку для защиты его проекта. Если на этом этапе присутствуют родители, то защита проекта может быть совместной. Если в исследовании участвовала группа детей, то воспитатель организует защиту проекта так, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проведенной им работе, высказать свое мнение.

По итогам работы над проектом воспитатель может создать в группе «научный центр», оформить выставку и т. п. Чтобы закрепить и систематизировать материал, который представили дети в проектах, педагог придумывает и организует различные задания и интеллектуальные игры.

Темы исследовательских проектов могут быть самыми разными, главное их условие – интерес детей. Например, «Наши имена», «Моя семья, моя родословная», «История маленькой ложечки», «Какие бывают книги?», «Как сберечь электричество?», «Путешествие в подземный мир транспорта» и др. Важно, чтобы проект был направлен на решение настоящей, а не выдуманной проблемы, которая имеет для детей жизненно-практическую значимость. Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как неведомый мир неба интересен им, будоражит их детскую фантазию. В преддверии Дня космонавтики в рамках тематической недели «Космическое путешествие» воспитатель может организовать с детьми проект на тему «Удобно ли человеку в космосе?». Методический паспорт проекта и практические материалы к нему ниже.

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Как организовать исследовательскую проектную деятельность детей на тему космоса.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 05.02.2022

Дата обновления: 05.02.2022

Дата публикации: 28.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».