01.11.2021
Эссе на тему «Современное дошкольное образование: границы и
возможности»
Стерехова Екатерина Алексеевна
воспитатель филиала МБДОУ детского сада «Детство» детского сада
№ 10
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не
может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является
воспитанным, развитым и образованным…». А. Дистервег
Воспитатель XXI
века. Каким же он должен быть? Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу,
что он ничем не отличается от воспитателя и XIX и XX века. Да, воспитатель
должен идти в ногу со временем, безусловно, необходимо, чтобы он владел
новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных
достижениях техники, должен быть, юридически и экономически грамотным. Это так,
но в первую очередь воспитатель, как и во все времена должен быть образцом
духовности, воспитанности, порядочным и честным, добрым и справедливым
человеком. На мой взгляд, эти главные качества воспитателя были и остаются
самыми необходимыми.
Современный воспитатель
не стоит на месте, ищет новые пути и методы работы с детьми, делает нашу
профессию интересной, социально востребованной. На воспитателе лежит большая
ответственность за развитие другого человека. Воспитывая детей вместе с
родителями, создаём будущее нашей страны.
Развитие
познавательных интересов является одной из актуальных проблем воспитателя
призванного воспитывать личность, способную к саморазвитию и
самосовершенствованию. Основная цель моей педагогической деятельности -
воспитание познавательного, эмоциональнонравственного, практически-деятельного
отношения к экологии у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у
детей активизируется познавательный интерес: им интересно всё, что их окружает.
Поэтому основным направлением своей работы я выбрала экологическое воспитание и
обучение дошкольников в ходе проектной деятельности. Ведь именно в дошкольном
возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему нас миру.
В соответствии с современными требованиями обновила развивающую предметно-пространственную
среду, которая позволяет включать воспитанников в различные виды деятельности.
На территории детского сада совместно с педагогами создавала экопроект «Эко
тропа», которая включает в себя видовые точки для теоретического знакомства и
практического взаимодействия с разнообразными объектами.
Дошкольники имеют возможность только посетить конкретное
мероприятие, побыть в роли «слушателя», но совершенно не всегда имеют
возможности быть активными «участниками» самого процесса. Данную проблему я
решила через внедрение в практику участия в образовательном процессе педагогов,
детей, родителей, специалистов детского сада и социальных партнёров которое
заключается в согласованных действиях направленных на расширение границ
образовательного пространства. Приходя в детский сад, ребенок уже не ограничен
только лишь его стенами. Среда, окружающая юного творца, мобильна. Она способна
ответить на все запросы современного дошкольника, в том числе и ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование в таком
саду практически не имеет границ. Образовательное пространство, которое
предполагается в рамках проектной деятельности, позволит расширить возможности
детской инициативы, творчества, самостоятельности, обогатить развивающую среду
и обеспечить новый опыт общения с взрослыми и детьми. Совместно со всеми
участниками образовательных отношений я разработала и реализовала
познавательно-исследовательские проекты: «Заповедники и природные парки Урала»,
«Животные красной книги», «Чистый дом — залог здоровья», «Эко — традиции нашего
детского сада»; практико-ориентированный проект по выращиванию культурных и
декоративных растений «Вырастим огород на окне»; познавательно –
исследовательский проект по формированию экологических навыков детей на основе
освоения навыков практической деятельности «Покормите птиц зимой»;
здоровьесберегающие экологические проекты «Дары лесов Урала», «Курочка по —
Уральски».
Систематическое
обновление, пополнение развивающей предметно – пространственной среды и
использование современных образовательных технологий в воспитательно –
образовательном процессе позволяет значительно повысить качество образования,
организовать обучение детей, сделать его увлекательным, разнообразным и
интересным.
Наше будущее в наших детях. Хотя избито
звучит фраза «Дети — цветы жизни», тем не менее, это сравнение более всех
подходит к этим хрупким, беззащитным и прекрасным созданиям. Ребенок –
маленький бутон. Никто не знает, какую форму приобретет это цветок, когда
раскроется. Будет он ярким и крупным или невзрачным и хилым, зависит от
множества обстоятельств. То, что вложим мы в этот цветок, какой обеспечим уход,
будет решающим фактором впоследствии. Дети — наша надежда.