01.11.2023
Научно - методическая работа - обеспечение качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решение инновационных проблем образовательного процесса в конкретной организации.
Вся научно- методическая деятельность и её формы направлены на повышение профессиональной компетентности, необходимой для обеспечения качества образования путём совершенствования программно - методического сопровождения образовательной программы организации, а так же научно - методического содействия инновационному развитию образовательного процесса.
15.11.2023
Вышел сборник "Игровые практики в реализации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров": методические рекомендации". Поздравляем всех, кто принял участие в издании данного сборника, кто работал над статьями, кто искреннее заинтересован в развитии наших детей. Материалы размещены на сайте Воспитателей России https://vospitateli.org/library.
15.11.2023
Представление опыта инновационной деятельности
педагогических коллективов ДОО по развитию инженерного мышления дошкольников в
рамках реализации STEM - образования
Качилова Ольга Николаевна
воспитатель
филиала МБДОУ – детского сада «Детство»
детского сада № 10
Аннотация. Представлен опыт по
применению современных образовательных технологий, которые развивают у
дошкольников предпосылки инженерного мышления, развивают познавательный
интерес, интеллектуальные возможности, формируют техническую пытливость ума. В
статье рассказывается о системе работы с использованием модулей парциальной
программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» на примере таких
технологий как дидактическая система Фребеля, робототехника с набором
робот-мышь, Lego Education, конструктор
«Младший инженер», мультстудия «Мой мир». Использование
STEM-образования в педагогическом процессе дошкольной образовательной
организаций способствует повышению его эффективности в вопросах развития
познавательных процессов с формирования предпосылок инженерного мышления у
детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: STEM-образование, дети дошкольного возраста, инженерное мышление, познавательные процессы.
Дошкольное
учреждение – самое первое, а значит самое ответственное звено в системе общего
образования. Современное образование все более ориентировано на формирование
ключевых личностных компетентностей, развития способностей воспитанников решать
проблемы, на совершенствование умений оперировать знаниями и развитие их
интеллектуальных способностей. Одним из значимых направлений
познавательно-исследовательской деятельности является научно-техническое
творчество.
Педагогам
необходимо стремиться организовать образовательную ситуацию так, чтобы каждый
ребенок мог самостоятельно выбрать содержание своей деятельности и стать ее
субъектом. Решить поставленную задачу нам помогло применение STEM-образования, так как это является одним из основных и эффективных
трендов в образовании. Эта технология одна из главных направлений формирования
инженерного инновационного мышления дошкольников.
Для
развития инженерного мышления необходимы определенные условия. Одним из самых
важных условий является повышение профессиональной компетентности педагогов в
вопросах развития конструкторского мышления воспитанников. Педагоги детского
сада прошли обучение на КПК «От Фрёбеля до робота: растим будущих
инженеров», STEM-
практики применение конструктора «Йохокуб» в дошкольном образовании».
«Тико-моделирование», «Тинкеркад», а также непрерывно повышают профессиональное
мастерство на различных онлайн-вебинарах, конференциях.
Следующим
условием является оснащение РППС материалами и оборудованием для организации
разных видов конструирования. В центрах конструирования в каждой группе имеются
различные виды конструктора в
достаточном количестве и в соответствии с возрастными особенностями.
Ребята хорошо знают конструкторы «Тико», «Йохокуб», «Фанкластик», Лего, электроконструктор
«Знаток», пользуются игровым набором «Дары Фребеля», Лего-классик, Lego Education,
конструктор «Младший инженер», строительная игра «Мент & Блекс», гигантский
магнитный набор «Блоки Pattet 11». С комплектом «Робомышь» дети знакомятся с
базовыми основами программирования, а Мультстудия «Мой мир» позволяет быстро
создавать мини-мультфильмы на заданные
темы.
В рамках
реализации STEM-образования педагогами детского сада организуются разные формы деятельности детей дошкольного возраста:
1)
конструирование, для организации и
осуществления которого используются разные виды конструкторов, на их основе
организуются дидактические игры, включающие в себя составление алгоритма
сборки и наглядному отображению продукта
деятельности в трех проекциях;
2)
робототехника, знакомство с которой дети дошкольного возраста только начинают,
реализуя свои замыслы в создании роботов. В 3Д моделировании и программировании
закладываются основы инженерного мышления;
3)
проектно-исследовательская деятельность,
где используются звуковые эффекты, световые элементы, что способствует
удержанию внимания ребенка;
4)
экспериментальная деятельность,
провоцирующая дошкольников решать проблемные ситуации, в которой используются
нетрадиционные способы и технология ТРИЗ.
Таким образом, применение STEM-образования в
работе с детьми дошкольного возраста способствовало развитию любознательности;
выработке инженерных навыков, развитию интеллектуальных способностей детей в
процессе познавательно-исследовательской деятельности и повышению их
вовлеченности в научно-техническое творчество;
развивается критическое мышление и интерес к техническому творчеству;
формируются коммуникативные качества, которые необходимы в командной работе.
С апреля 2021 года детский сад получил статус инновационной площадки
федерального уровня НИИ дошкольного образования «Воспитатели России по
направлению внедрению парциальной модульной образовательной программы
дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»». В рамках данной работы
происходит тесное сотрудничество с НИИ ДО «Воспитатели России» и реализация данного направления проходит в
соответствии с планом работы.
Важным подтверждением результативности работы также является
конкурсное движение. Воспитанники совместно с родителями принимали участие в
следующих конкурсных мероприятиях:
Ø Всероссийский фестиваль детского и молодежного
научно-технического творчества «КосмоФест» - 2022 , Номинация «Следующая остановка – Космос!» (сертификат) 14.04.2022
Ø «Салют героям!» проект
на тему "В памяти мгновение Победы!" с включением этапа конструирования
военной техники из разных видов сборочного конструктора и бросового материала
11.04.2022
Ø «Моделируй будущее»: чемпионат по компьютерному
3D-моделированию наша команда заняла 2 место 06.03.2022
Ø Победители Фестиваля «Добрых историй» Городского образовательного
проекта «Добрый город» среди МДОО г. Екатеринбурга в 2021/22 гг. Номинация «Лучшее конструкторское
решение». 11.02.2022
Ø II Международная математическая обучающая «ОЛИМПИАДА
ПЕТЕРСОН»! для дошкольников 6–7 лет 09.02.2022
Ø МИР ТЕХНИЧЕСКИХ ЧУДЕС Родители совместно с детьми
старшей группы побывали в роли юных изобретателей, изготовили сумки -
холодильники, роботов - помощников и представили в группе свои изделия. 07.02.2022
Ø Участник Городского турнира по основам программирования и
соревновательной алгоритмике «РоБоКид». Номинация «РОБОМЫШЬ Learning Resources»
18.11.2021
Ø Городской конкурс по конструированию и
программированию "Роботология и ROBOT MICROBIT "Бит и Атом" с
проектом "Железнодорожный вокзал", где заняли II место. 16.11.2021
Ø ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ "ПРОЕКТ - ВОЕННАЯ
ТЕХНИКА" В преддверии праздника 9 мая, был реализован с воспитанниками
старших групп проект "Военная техника". Развивать и закреплять навыки построения устойчивых моделей.
Продолжать расширять представление о военной технике. 11.05.2021
Ø Участники в отборочных соревнованиях Всероссийского
робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций
"ИКаРёнок" "Интеллектуальная собственность, изобретательство и
ТРИЗ": "Человек труда" сезон 2020-2021 год. 05.03.2021
Ø Районные соревнования по робототехнике
"Робофест-Орджо" ребята подготовительной группы представили проект "Ткацкий станок" 15.12.2020
Ø Выход в заключительный этап Городского конкурса
"Роботология" 19.11.2020
Внедрение STEM-образования в ДОО помогает
детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать
полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные
практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной
жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал
ребенка.
Литература:
1.
Волосовец Т.В. STEM - образование
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная
программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной
деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. М., 2019. 112 с.
2.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.,
№1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013.
3.
Церковная
И.А. Возможности STEM - образования
в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста //
Физико - математическое образование. 2017. № 2 (12). С.156 - 160.
Интернет-ресурсы:
1. Зернова Т.В., Ладыгина В.В., Репкина Ю.Б. Развитие
предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством STEM-образования. Сборник статей Международной
научно-практической конференции. Уфа, 2021. https://elibrary.ru/item.asp?id=46611949&pff=1 (дата обращения:
25.05.2022)
2.
Никулина
С.А. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного
возраста. https://elibrary.ru/item.asp?id=48336621 (дата обращения: 27.05.2022)